Что такое лямбда-зонд? Назначение кислородного датчика и признаки его неисправности
Двигатели современных автомобилей для правильной работы используют многочисленные датчики, которые контролируют те или иные параметры важные работы. Данные из них стекаются в центральный блок управления, что позволяет оперативно вносить корректировки в работу мотора. Одним из таких датчиков является лямбда-зонд или кислородный датчик, который контролирует в отработанных газах количество кислорода. Наличие такого сенсора позволяет обеспечить правильность работы двигателя, увеличивает мощность и снижает расход топлива. Поговорим поподробнее о том, что же нам необходимо знать о лямбда-зондах в автомобиле.
Основное назначение лямбда-зонда
Лямбда-зонд определяет количество кислорода в выхлопных газах, а данные с этого модуля позволяют ЭБУ обеспечить улучшение сгорания топлива, снижается токсичность автомобиля, одновременно уменьшается расход топлива. Представить себе современный автомобиль без такого лямбда-зонда попросту невозможно, многие машины имеют даже несколько таких кислородных датчиков, что позволяет оптимизировать работу двигателя.
Особенности устройства кислородного датчика
Лямбда-зонд выполняется из пористой керамики, на которую наносится слой оксида иттрия и тонкий слой платины. Такой сенсор способен определять даже минимальное содержание кислорода в выхлопе, однако из-за повышенных нагрузок на лямбда-зонд в процессе эксплуатации авто его срок службы не слишком большой. Спустя несколько лет после эксплуатации авто начинает выгорать рабочий слой датчика, снижается его чувствительность, а, в конечном счете, требуется замена сенсора.
Принято различать несколько разновидностей таких датчиков, которые могут выполняться двухвыводными без подогрева, а также трёх или четырёхвыводными с подогревом. Лямбда-зонды имеют стандартный посадочный размер, что позволяет при необходимости замены сенсора приобретать универсальные кислородные датчики, которые будут подходить для различных автомобилей. Автовладельцу необходимо помнить, что менять такие датчики нужно уже при первых признаках их неисправностей.
В современных двигателях используется сразу два датчика расхода кислорода, один лямбда-зонд находится сразу же за выпускным коллектором, тогда как второй располагается за катализатором. Такое расположение сенсоров позволяет не только определять правильное сгорание топлива, но и обеспечивается контроль за эффективностью работы катализатора.
В том случае, если автовладелец вырезает катализатор, это может привести к неправильному сигналу от лямбда-зонда, в итоге требуется выполнять перепрошивку двигателя, что позволяет решить имеющиеся проблемы, не навредив при этом двигателю автомобиля. Аналогичная работа проводится в том случае, если выполняется программный чип-тюнинг или же устанавливаются различные дополнительные воздушные фильтры.